Поиск по сайту

Торговые центры в регионах остаются зачастую единственным бесплатным или наиболее доступным вариантом социализации и досуга, и строить их перспективно во многих городах страны даже сейчас. Региональный покупатель более снисходителен к концепциям и арендаторскому пулу, однако намного требовательнее – к отделке общественных пространств и качеству клиентского опыта, ожидая даже за минимальные деньги высококлассного сервиса.

Об истории и эволюции формата за пределами Москвы и Петербурга, в какие города можно выходить с торговыми центрами сегодня,  кризисе локальных управляющих компаний, и почему даже в миллионниках не будет бума реконцепций ТЦ. Ключевые выводы:

  • Региональные ТЦ — социальные центры. Для многих городов ТЦ остаются главным, а часто единственным, доступным местом досуга, общения и шопинга.

  • Эволюция форматов:

2008–2010: «Храмы потребления» — крупные моллы с фокусом на статусе и архитектуре;

2013–2015: Стандартизация и выход федеральных девелоперов в регионы;

2018–2020: Фокус на гастрономию, локальные бренды и развлечения;

Сейчас (2023–2025): Мультиформатность — ТЦ превращаются в «комьюнити-центры» с wellness, коворкингами, ПВЗ, парками и термальными комплексами.

  • Тренд от мегамоллов к районным ТЦ. 90% новых объектов — компактные (до 20 тыс. кв.м), в шаговой доступности. Крупные проекты (>50 тыс. кв. м) — редкость.

  • Эксперты отмечают дефицит качественных площадей — в Волгограде, Перми, Казани, Красноярске. Профицит — в Краснодаре, Самаре, Екатеринбурге (свыше 650 кв.м/1000 чел).
  • Новые драйверы трафика — не одежда, а развлечения, фудхоллы, фитнес, детские центры и wellness. Якорями становятся термы, аквапарки, отели.

  • Офлайн выигрывает у онлайн — региональный покупатель более лоялен к оффлайну (ценит возможность «потрогать», избегает подделок и сложных возвратов).
  • Локализация — ключ к успеху. Успех зависит от понимания местных предпочтений: в Сочи — премиум, в Краснодаре — открытость, в Ростове — сдержанность.

  • Будущее — за гибридными проектами. Развитие через реконцепцию, редевелопмент и интеграцию в жилую среду.
  • Ожидается ввод 361 тыс. кв.м в 2025 году, почти 40% — в регионах.

Гресс нов.pngЕкатерина Гресс, генеральный директор IDEM-консалтинг, также говорит о «городах с дефицитом». Речь, по её словам, идёт, в первую очередь, об удаленных от центральной России населенных пунктах с дорогой логистикой. Они последними попали в фокус многих сетевых ритейлеров, которые долгое время не могли «преодолеть» даже Уральские горы, поясняет эксперт. Лишь незадолго до пандемии они начали освоение городов за Уралом и на Дальнем Востоке. В городах дефицитных, недостаточно обеспеченных качественными торговыми площадями, и относительно высокие ставки аренды.


Источник и полный текст статьи: CRE Retail