Поиск по сайту

В июне посещаемость ТЦ снизилась практически на 35%. Такие данные приводят в Российском совете торговых центров. К примеру, в московском «Охотном ряду» проходимость упала до 3 тысяч человек в день вместо 80 тысяч в допандемийный период. Отсутствие покупателей ударило не только по вещевому или продуктовому бизнесу, но и по владельцам коммерческой недвижимости. Доход от аренды торговых площадей снизился почти на 20%. Предприниматели с тревогой ждут осени и осваивают гибридные формы продаж. Одни переходят в онлайн, другие уменьшают масштабы и открывают точки в небольших населенных пунктах. Так, например, поступил «Детский мир». 

В условиях пандемии предприниматели пытаются спасти друг друга. Владельцы 30% торговых площадей в Москве отказались от месячной арендной платы. Теперь магазины и рестораны платят собственникам лишь процент от своего оборота, рассказал Daily Storm Денис Соколов — партнер и руководитель отдела исследований Cushman & Wakefield в России. 

a715ab47-1e14-4539-8bd6-c03b1ce88536.png   «Если брать крупные якоря — супермаркеты, гипермаркеты, по Москве как минимум 30-40% сидят на процентах. Они платят арендодателю не фиксированные, к примеру, 30 тысяч рублей за квадратный метр, а плавающую ставку — 3-4% от оборота. Соответственно, если оборот падает, то пропорционально снижается и доход арендодателя», — объясняет Соколов. 

По его словам, происходящее с общепитом в торговых центрах напоминает мораторий, когда предприниматели могут временно закрыть точку, но возобновить работу после снятия ограничений. Их ввели 28 июня — теперь посетить заведение общепита в Москве можно только при наличии QR-кода, подтверждающего вакцинацию, или отрицательного ПЦР-теста на коронавирус.

Игроки рынка называют запретительные меры правительства Москвы форс-мажором, с которым приходится считаться и малому бизнесу, и владельцам ТЦ.

«Очень большая проблема, что нет посадочных мест на фуд-кортах. Люди не знают, что они работают, и просто не ходят. Плюс еще жара сильная. Нет туристов. По всем фронтам — нет людей. Даже в самых лучших ТЦ, например «Авиапарке», который считается одним из лучших торговых центров, посещаемость снижается. Если раньше у них проходимость была 50 тысяч в день, то сейчас где-то 25», — делится наблюдениями Олег Климов, генеральный директор ГК SDG, управляющей островными площадями (киоски) считает Климов.

При этом игроки рынка коммерческой недвижимости убеждены, что в нормальный режим работы торговые центры уже вряд ли вернутся. У людей останется страх, привычка соблюдать социальную дистанцию или же вовсе совершать покупки онлайн. По оценкам Екатерины Гресс, генерального директора IDEM, переход в виртуальную реальность для магазинов и ТЦ уже случился. Каждый год число розницы, создающей онлайн-магазины, растет. 

Поданным аналитиков Data Insight, пандемия привела в онлайн-торговлю не меньше 10 миллионов покупателей, а сам рынок в этом году вырос на 44% — до 431,3 миллиарда рублей, подсчитали в Ассоциации компаний интернет-торговли. Екатерина Гресс отмечает, что в условиях пандемии крупные центры были вынуждены перейти на новые форматы работы. 

Гресс круг.jpg

«Сейчас многие ретейлеры адаптируются под новые запросы, создают гибридные форматы. Детский мир создал уменьшенные магазины, но пошел в малые населенные пункты. Клиенты, которые ранее игнорировали покупки онлайн, в пандемию были вынуждены освоить новые формы. Они прикоснулись, попробовали, увидели, что это возможно. Но в любом случае в какой-то части для определенной категории товаров покупки офлайн останутся», — полагает Гресс.

При этом с неясным чувством ретейлеры ждут осени: с одной стороны, это сезон продаж, с другой — сезон роста заболеваний. Поэтому может случиться как всплеск покупательской активности, когда срабатывает отложенный спрос, — в пандемию люди деньги не тратили. А может — и очередная вспышка коронавируса, когда очень многое будет зависеть от мер,                                                                     принимаемых властями. 

В конце июня, сразу после введения QR-системы, мэр Москвы Сергей Собянин утвердил пакет мер по поддержке кафе и ресторанов. Заведения получили отсрочку по уплате аренды за III квартал по помещениям, арендуемым у Москвы. Также бизнесмены были включены в программу предоставления субсидий, максимальный размер которых составляет миллион рублей. Эта мера касается малого и среднего бизнеса, для него также продлили программу предоставления льготных стабилизационных кредитов. Впрочем, подобную поддержку получили и представители крупного бизнеса.


Источник: Daily Storm
Автор: Виктория Лопатайте