Поиск по сайту
Проект «Регионы о регионах» – это обзорная аналитика рынков торговой недвижимости в разных городах России, объединенных в единую серию. 12 городов, 60 экспертов и актуальная аналитика каждый месяц от экспертов рынка.
Мы подробно расскажем не только о ситуации на рынках торговой недвижимости в отдалении от столицы, но и о том какие наметились тенденции в профессиональном сообществе.
Каждый выпуск тщательно прорабатывается специалистами компании IDEM, работающих в сфере более 10 лет, подтверждая свои выводы мнением региональных экспертов-практиков, глубоко погруженных в бизнес процессы.
Пятый выпуск проекта «Регионы о регионах» посвящен Краснодару. Специалисты компании IDEM детально изучили рынок торговой недвижимости Краснодара, выявили особенности и тенденции его развития.
Краснодар – самый обеспеченный качественными торговыми площадями город в РФ. Целых 6 суперрегиональных торговых центров работает в этом миллионнике!. В городе насчитывается 16 качественных торговых центров, шесть из них попали в категорию супепрегиональных (площадь более 50 000 м2). По совокупной площади суперрегиональные торговые центры занимают 83% от доли всех полезных площадей торговых центров на рынке города. Такое распределение можно назвать уникальным. Обычно доля крупных ТЦ в городах-миллионниках составляет не более 55-60% от общего объема торговых площадей всех торговых центров.
Но благодаря этому, Краснодар сам является крупнейшим межрегиональным центром торговли, привлекая покупателей не только из Краснодарского края, но и из соседних областей, включая Крым. Общая площадь всех торговых центров (GBA) 1 182 510 кв.м, полезная площадь (GLA) 811 013 кв.м. Обеспеченность качественными торговыми площадями составляет 794 кв.м на 1 000 чел, что больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге.
«Еще одной особенностью Краснодара, которая объясняет в том числе «относительно мирное сосуществование» конкурентных ТЦ – это проблемы развития транспортно-дорожной сети: частые заторы и пробки, отсутствие метро увеличивают время передвижения по городу, покупатели тяготеют к объектам, до которых могут добраться хотя бы за 30-40 минут. Таким образом, торговая инфраструктура города делится на условные географические кластеры, где каждый объект обслуживает свой район. Именно поэтому целевая аудитория крупных проектов классифицируется не по мотивам посещения и особенностям покупательского портрета, а по географическому признаку» - обозначит Денис Зыков, руководитель отдела стратегического консалтинга IDEM.
Следует отметить высокий уровень развития ритейла в регионе. Существенное влияние на рынок оказывают местные и региональные сети – в первую очередь продуктового сегмента. Краснодарский край является родиной «Магнита», одного из крупнейших представителей федерального ритейла. Отчетливо прослеживается тенденция развития местных сетей за пределы своего региона: «Табрис», АО фирма «Агрокомплекс» им. Н. И. Ткачева, МПК «Динской», «Алкотека».
Краснодар активно развивается вширь за счет нового строительства, город считается одним из самых перспективных для переезда, население ежегодно прирастает в среднем на 23800 чел, при этом проблемы дорожно-транспортной сети с одной стороны и набирающий обороты тренд на локальное потребление, стремление потребителей экономить время дают отличные предпосылки для девелопмента районных и микрорайонных ТЦ.
При этом Краснодар, один из первых городов ждет кризис даже таких стабильных форматов, им на смену придут альтернативные проекты: концептуальные комьюнити-центры и стрип-моллы.
По мнению экспертов местного рынка в Краснодаре не хватает качественных проектов локальных многофункциональных центров, включающих, в том числе, коворкинги. Хотелось бы, не выезжая в центр города, получить качественные возможности: комфортные офисные пространства фитнес, продукты, аптеки, развлекательные центры и услуги.
Основываясь на анализе рынка торговой недвижимости Краснодара, консультанты IDEM отметили потенциал для его развития за счет небольших многофункциональных центров, с элементами комьюнити.
Подробнее ознакомиться с выводами вы можете, скачав полную версию исследования.
Консультанты IDEM ежемесячно публикуют аналитические обзоры о рынках торговой недвижимости крупных городов РФ в рамках авторского проекта «Регионы о регионах», где текущая ситуация рассматривается не только под призмой статистики, но и глазами местных экспертов.