Поиск по сайту
Социально-экономическое развитие
Симферополь является административным центром Республики Крым, входящей в состав Южного федерального округа, и, наряду с Севастополем, является одним из двух крупнейших городов Крымского полуострова.
Основные социально-экономические показатели г. Симферополь в 2017 г.
Транспортная доступность
Полуостров граничит с Украиной на севере. Автомобильное сообщение через Украину затруднено. Железнодорожное сообщение имеет характер местного - в пределах Крымского полуострова.
Основным аэропортом является международный аэропорт в г. Симферополь. С марта 2014г. аэропорт обслуживает только российские рейсы - в связи с санкциями, введёнными после присоединения Крыма к России и спорным правовым статусом полуострова, официальные международные рейсы не осуществляются.
На востоке полуострова в Керчи существует судоходное и паромное сообщение с Россией через Керченский пролив, связывающее полуостров с Краснодарским краем (Порт Кавказ).
В настоящее время через Керченский пролив ведется строительство моста. В декабре 2018г. планируется открытие автомобильного движения и ввод федеральной трассы «Таврида» на участке Керчь-Симферополь-Севастополь. В декабре 2019г. планируется организация регулярного железнодорожного сообщения. Открытие Керченского моста даст активное развитие всему Крыму и Краснодарскому краю, сделает возможным ж/д и автотранспортное сообщение между полуостровом и остальной территорией России.
Сложная ситуация с границами Украины, отсутствие прямого ж/д и транспортного сообщения с Россией и другими странами, санкции в отношении России уменьшают инвестиционную привлекательность региона, ограничивают вход торговых сетей и развитие банковского сектора, ограничивают развитие крупного бизнеса, в том числе - филиалов Российских компаний. С открытием моста через Керченский пролив, снятия западных санкций ситуация может кардинально измениться в положительную сторону.
Рынок торговой недвижимости Крыма
Отличительной особенностью региона является серьезное отставание в девелопменте торговых центров от материка и низкий уровень управления объектами.
Обеспеченность Крыма и Севастополя качественной торговой недвижимостью можно назвать крайне низкой - 98 кв. м на 1000 жителей [1]!
Это показатели без учета фактора сезонности, в последние годы туристический поток достигает 5,5 млн. туристов в год. «Летнее население» Крыма увеличивается почти на половину за счет курортных и прибрежных городов [2].
*[1] Численность населения Республика Крым + г. Севастополь 2,34 млн. чел. на 01.01.2017г. по данным http://crimea.gks.ru
*[2] Туристический поток в 2017г. составил 5,4 млн. чел. по данным http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/46318
В настоящее время на полуострове функционируют более 150 торговых объектов. Консультанты «IDEM» выделяют всего 11 качественных ТЦ: четыре в г. Симферополь, шесть в г. Севастополь, один в г. Ялта. Следует отметить централизацию объектов в крупных городах.
Под качественным/ профессиональным торговым центром Консультантами компании «IDEM» понимается торговый центр с арендопригодной площадью от 5 тыс. кв.м, с эффективной концепцией, имеющей в своем составе один или несколько крупных якорных арендаторов и торговую галерею, представленную сетевыми международными, федеральными и/или региональными ритейлерами, с благоустроенной прилегающей территорией и достаточной парковкой для посетителей.
Рынок торговой недвижимости г. Симферополь
В г. Симферополь функционируют четыре качественных торговых центра общей площадью, GBA 220 017 кв.м, арендопригодной, GLA площадью 136 500 кв.м.
В соответствии с классификацией торговых центров по зоне обслуживания в структуре рынка торговой недвижимости г. Симферополь преобладают объекты регионального и окружного значения.
Структура рынка торговых центров г. Симферополь по зоне обслуживания*
Рынок качественной торговой недвижимости Симферополя получил активное развитие в 2012-2013 году за счет дополнительных очередей ТРЦ «FM», ТЦ «Южная Галерея» и ТРЦ «Meganom».
Динамика прироста качественных торговых площадей в г. Симферополь*
Рынок качественной торговой недвижимости Симферополя нельзя назвать насыщенным. Консультанты отмечают потенциал региона для девелопмента современных качественных ТЦ.
Сравнение обеспеченности качественными торговыми площадями по некоторым городам РФ* по данным на начало 2017 г.
Рынок качественной торговой недвижимости г. Симферополь относительно развит, обеспеченность качественными торговыми площадями существенно превосходит данный показатель по г. Севастополь.
Более выгодное местоположение г. Симферополь и наличие аэропорта дают значительное преимущество для развития торговой функции в целом и торговых центров в частности.
Динамика обеспеченности качественными торговыми площадями в г. Симферополь*
Качественные торговые объекты, которые будут введены в ближайшем будущем, вполне могут занять свою нишу и быстро начать приносить прибыль девелоперам. Но крайне важно, чтобы эти объекты были спроектированы концептуально и профессионально и формировались профессиональными брокерами, так как с вводом новых торговых центров уже будет преодолен порог зоны высокой конкуренции.
Особенности местоположения г. Симферополь и присутствие в торговых центрах города значительного числа представителей федерального ритейла различного формата делают его центром притяжения горожан и жителей других городов.
Наличие в г. Симферополь федеральных сетевых операторов свидетельствует о перспективах выхода этих сетей в другие города полуострова, в первую очередь, в Севастополь.
Территориальное распределение
Относительно географического распределения наибольшая концентрация качественной торговой недвижимости наблюдается в Железнодорожном районе г. Симферополь, где располагаются два крупнейших торговых центра города: ТРЦ «MEGANOM» и ТЦ «Южная Галерея». Однако, являясь объектами регионального значения, они притягивают потоки всего города, а также из близлежащих населенных пунктов.
Географическое распределение ТЦ г. Симферополь*
В силу ряда причин многие объекты, популярные у населения, оказывают влияние на потребительское поведение жителей города.
Качественные и условно качественные торговые центры г. Симферополь*
Особенности и перспективы рынка торговой недвижимости и ритейла Крыма
К особенностям рынка следует отнести изменившуюся логистику импорта товаров, что повлияло на ценообразование. Если до присоединения Крыма к России товары свободно ввозили из Украины, то сейчас движение многих товаров из Украины перекрыто или проходит таможенный контроль, что сказывается на росте цен. Многие товары, которые ввозятся из заграницы (например, промышленные товары из Турции), из-за антироссийских санкций не могут отправляться напрямую, а попадают сначала в распределительные центры Краснодара или Москвы и уже потом в Крым, что также влияет на рост цен. В итоге, после присоединения полуострова к России в результате изменившейся логистики выросли цены на многие товары, как продуктовые, так и промышленные.
Многие украинские сетевые ритейлеры ушли с рынка, некоторые из них сохранили свое присутствие, но поменяли владельца. В итоге, образовалась определенная ниша для развития местного ритейла и входа российских операторов на рынок.
В продуктовом сегменте ритейла по-прежнему присутствуют сетевые операторы из Украины, ассортимент которых формируется чаще не из украинских продуктов. При этом, по данным Управления Федеральной налоговой службы, украинские сети зарегистрированы в Крыму и имеют крымский статус, а значит, все налоги уплачиваются ими в бюджет Республики.
Региональные и местные сетевые бренды, присутствующие на полуострове Крым*
* настоящая таблица демонстрирует представленность сетей, но не несет исчерпывающей информации обо всех сетевых операторах города
Несмотря на неоднозначную ситуацию, многие международные и федеральные операторы вышли на рынок полуострова, например, такие как Эльдорадо, Л’Этуаль, Adidas/Reebok, Levis, Kari, DNS.
Консультанты прогнозируют, что постепенно, даже в условиях сложной экономической ситуации и антироссийских санкций, продолжится тренд выхода на рынок Крыма и Севастополя федеральных российских операторов. Снятие санкций приведет к увеличению интереса международных и федеральных операторов, росту девелоперской активности и дальнейшему росту инвестиционной привлекательности региона.
Катализатором развития торговой недвижимости и ритейла региона выступит открытие в 2018г. Керченского моста, что улучшит доступность и логистику.
Федеральные и международные бренды, присутствующие на полуострове*
Одной из отличительных особенностей торговых центров Крыма является слабо представленная развлекательная составляющая. На сегодняшний день лишь несколько из них обладают полноценной и разнообразной развлекательной зоной.
Так, в ТРЦ «FM» развлечения представлены следующими форматами: крытый ледовый каток, детский развлекательный центр, боулинг.
Ритейлеры отдают предпочтение качественным торговым центрам с хорошим местоположением, продуманной концепцией и высокой маркетинговой активностью. Большая часть торговых объектов не соответствует требованиям, предъявляемым сетевым ритейлом. На сегодняшний день рынок сетевого ритейла на полуострове развит слабо.
Перспективы развития рынка торговых центров
На сегодняшний день Крым является развивающимся и низконасыщенным регионом, интересным для девелопмента, однако риски девелопмента крайне высоки.
Данные риски можно значительно снизить, заручившись поддержкой профессиональных консультантов, имеющих опыт работы в Крыму, и разработав эффективную и устойчивую в перспективе концепцию развития ТЦ.
Заявленные проекты торговой недвижимости г. Симферополь
1. МФК «Светофор»
В 2016г. появилась информация о многофункциональном комплексе (МФК) «Светофор» (GBA 49 000 кв.м) на ул. Козлова, на месте одноименного рынка. Проектом МФК предусмотрено строительство четырёхэтажного торгово-развлекательного центра и девятиэтажной гостиницы, объединенных стеклянным переходом. Строительство центра предусматривает благоустройство и озеленение прилегающей территории, удобную транспортную развязку. Планируется и двухуровневый подземный паркинг. Комплекс рассчитывают возвести в два этапа, однако о сроках реализации проекта пока не сообщается. На втором этапе строительства запланировано создание так называемой «площади событий» — места, где будут устраиваться всевозможные мероприятия, в том числе выставки и ярмарки. На четвертом этаже торгового центра планируется разместить кинотеатр и ресторанный дворик.
Проект МФК «Светофор» г. Симферополь
2. Торговые центры на ул. Кечкеметской и на перекрестке ул. Тренева - бульвар Франко.
В апреле 2017г. администрация Симферополя сообщила о планах строительства двух торговых центров в центральной части города. Один из них - общей площадью 2 тыс. кв.м - может расположиться на перекрестке ул. Тренева и бульвара Франко на месте автостоянки, второй - на ул. Кечкеметской, 1А. Голосования по этим стройкам были вынесены на портал «Активный Симферополь».
3. Третья очередь ТРЦ «Meganom»
В 2017г. на территории ТРЦ «Meganom» велось строительство нового двухэтажного корпуса (3-я очередь) - площадь застройки 3 850 кв.м
Проект ТРЦ «Meganom» г. Симферополь
4. «Крымская роза» и «#КрымНаш»
В г. Симферополь запланировано строительство ряда крупных жилых микрорайонов с развитой инфраструктурой, где помимо всего прочего запланировано размещение и торговых объектов, таких как «Крымская роза».
«Крымская роза» включает в себя строительство 498 тыс. кв. м жилья и социальной инфраструктуры, в том числе большого числа спортивных объектов.
В составе проекта «Крымская роза» ГК «С.Э.Р.», отвечающая в проекте за строительство коммерческой недвижимости, планирует построить в Симферополе многофункциональный комплекс «#КрымНаш», который будет включать два 165-метровых небоскреба, где разместятся офисы, банковский кластер, пространство для выставок и зрелищно-массовых мероприятий, а также конференц-залы, рестораны, фитнес-центр, торговые зоны и многоуровневый подземный паркинг на 720 машиномест. Возведение комплекса общей площадью более 120 тыс. кв.м планируется начать в 2018г.
Выводы и прогнозы развития рынка торговой недвижимости Симферополя
В результате образовавшейся ниши, возникшей после присоединения Крыма к России и ухода украинских сетей с полуострова, активно развиваются местные и региональные сетевые операторы. Многие международные и федеральные операторы, работающие в России, вошли на рынок Республики. Однако действие антироссийских санкций ограничивает развитие на полуострове ряда федеральных и международных операторов. Снятие санкций приведет к увеличению интереса со стороны сетевого ритейла и росту девелоперской активности, дальнейшему росту инвестиционной привлекательности региона.
О компании
IDEM (InternationalDevelopment&Marketing) — ведущая региональная компания-консультант по торговой недвижимости, оказывающая консалтинговые и брокерские услуги девелоперам торговых центров, ритейлерам и владельцам объектов недвижимости во всех регионах России.
Над отчетом работали:
Получить дополнительную информацию и заказать услуги:
по тел. +7 800 775 87 13, + 7 (831) 280-98-46
e-mail: info@idem-nn.ru
веб-сайт: www.idem-nn.ru
страничка на Facebook: www.facebook.com/Idempage