На главную

10.08.2016

Иван Деменков, управляющий партнер компании Retail-to-go, разработчик формата универмага Berezka store, убежден, что концепция универмага – хороший вариант как для собственников торговых площадей, так и для ритейлеров.

- «Но я бы сказал, что многие владельцы ТРЦ больше размышляют, чем принимают решения по реализации,– делится г-н Деменков.– Связано это в первую очередь с тем, что формат предполагает осуществление полного цикла торгового процесса, а значит, и наличие высококвалифицированного персонала в данной области – задачи ведь не лежат в сфере компетенции собственников торговых площадей. Соответственно, возникают вопросы по срокам окупаемости, рентабельности и управлению форматом в целом – отсюда и большая доля скептицизма. В итоге чаще всего собственниками торговых площадей рассматриваются партнерские отношения с арендаторами, как, например, в московском “Цветном”.

Здесь арендатор закупает товары и определяет ассортимент самостоятельно, а УК, действующая в его интересах, эти товары продает. В этом случае арендодатель может зарабатывать с квадратного метра торговой площади больше, нежели сдавая площади в аренду по традиционной схеме – и именно этот вариант сейчас предпочтительней для развития. Для собственника это новый подход в получении дохода с торговых площадей, для розничного оператора – сокращение издержек по открытию магазина и сроков его окупаемости, а также возможность развития дистрибуции бренда в формате корнера или shop-in-shop. Для ТРЦ – возможность генерации дополнительного трафика, привлечения нового покупателя, новые конкурентные преимущества».«Уровень интеграции концепции универмагов в российский рынок все еще крайне низок в сравнении с Европой», – соглашается Вероника Лежнева, директор департамента аналитики Colliers International. В Colliers решение об интеграции концепции универмагов в обычные ТРЦ называют как минимум «работающим», поскольку универмаг остается самым привлекательным fashion-якорем.

«Однако в текущих рыночных условиях нужно понимать, будет ли возможность у девелопера или УК самостоятельно “подтянуть” необходимое количество брендов для успешного функционирования площадки»,– уточняет г-жа Лежнева.

Несмотря на то, что универмаг – безусловно, затратный и рискованный проект, именно он, по мнению Ивана Деменкова, в кризис дает возможность перестроить правила игры. Эксперт называет формат «соломинкой» для небольших ТЦ с хорошей локацией, но устаревшей концепцией, или для новых концептуальных проектов, испытывающих сложности с заполнением. «В условиях сниженной активности ритейлеров некоторые собственники ТЦ прибегают к организации пространства по типу универмага, самостоятельно заполняя их различными брендами,– соглашается Юлия Токарева, старший директор отдела стратегического консалтинга Cushman & Wakefield.

– Другая сторона – то, что в условиях отсутствия операторов все вопросы, связанные с построением бизнеса магазина, собственник ТЦ вынужден брать на себя».«Открытие универмагов внутри ТЦ – вполне оправданное решение в текущих условиях в том случае, если универмаг представляет собой уже отработанную успешную концепцию,– поддерживает Евгений Устинов, директор по развитию, и.о. исполнительного директора универмага «Цветной».– Но наличие большого оператора в качестве основного “якоря” также представляет собой и высокий риск в период нестабильности в экономике».В качестве примеров можно привести Trend Island в ТЦ «Авиапарк» и Take Away в ТРЦ «РИО» на Киев-ском шоссе.

Одним из успешных проектов эксперты называют также новосибирский Luksé – по концепции он эквивалентен столичным европейским универмагам категории премиум. Valentino, D&G, Gucci, Prada, Burberry, Dior, Santoni, Diane Von Furstenberg, Paul Smith, Moncler, Jimmy Choo – подобный портфель брендов, по мнению игроков, позволяет новосибирцам чувствовать себя в Luksé так же, как в московском ЦУМе или петербургском ДЛТ.

Собственные «упражнения» собственников универмагов Вальдемар Вайсс, глава российского филиала «Мунитор Группе», называет чреватыми. «Особенно – в условиях замысловатых поставок и витиеватой логистики, связанной с замещением труднозамещаемого и непростого ценообразования,– убежден г-н Вайсс.– Выжить тут могут только специалисты высокого класса – не растут апельсины на осине, внезапно, по нужде, не стать успешным оператором универмага. Полагаю, что весьма успешным у нас мог бы быть, например, чудо-универмаг ТК “Макс”, он же дисконт-центр, но пока они в Россию не идут. Но в итоге собственники будут искать в крайнем случае партнеров‑профессионалов и финансировать необходимые им франшизы».

Катя Гресс, генеральный директор IDEM, называет формат универмагов в России «очень недооцененным». «В ближайшие годы его ждет достаточно бурное развитие и трансформация на наш рынок,– убеждена г-жа Гресс.– Причин этому несколько. Во‑первых, заморожено развитие многих сетей; марки категории “средний +” сегодня практически не развиваются в регионах, при этом покупатель этих брендов “еще жив”. Во‑вторых, открытие полноценного магазина обойдется в несколько раз дороже открытия корнера на территории универмага. В‑третьих, при создании универмага можно применять “микс”: несколько марок владелец развивает самостоятельно – задает тон, идею проекту, а остальные марки и форматы могут привлекаться на условиях аренды. Однако этот формат точно не будет работать там, где нет концепции и понимания своей аудитории, – в устаревших ТЦ, в ТЦ со сложной конфигурацией, техническими проблемами».

По мнению Евгения Устинова, в большей степени для размещения универмагов подходят суперрегиональные торговые комплексы – ввиду размеров и покупательского трафика.Пока же российские универмаги больше сосредоточены на расширении территорий.«У концепции универмага есть ряд особенностей, которые собственнику необходимо учитывать,– сообщает Вероника Лежнева.– Для собственника огромным риском является выход универмага из проекта. С точки зрения технических характеристик помещения универмаг уникален, и дальнейшее деление на более мелкие секции и привлечение новых арендаторов становится практически невозможным. Поэтому прежде чем начать поиск арендаторов, необходимо трезво оценить возможности ТЦ».

Еще более важен, по мнению г-на Деменкова, сбор информации о предпочтениях будущих клиентов. «Нужен настоящий портрет покупателя,– перечисляет эксперт.– Необходимо проанализировать проходимость, рассмотреть транспортную доступность, определить конкурентную среду». Цена вопроса для интеграции концепции универмага в пространство ТРЦ, по оценкам собеседников CRE Retail, слишком индивидуальна. «Основные статьи затрат в проекте – это торговое оборудование и интерьерное решение,– перечисляет Иван Деменков.– Также значительную долю инвестиций занимает товар, который по стоимости закупки может существенно отличаться в зависимости от уровня марки (в случае самостоятельного управления товарными запасами). Стоимость универмага под ключ до кризисных явлений в экономике и валютных скачков в сегментах “средний” и “средний+” составляла около $1500/кв. м».Учитывая, что именно универмаг дает максимальную синергию между различными категориями кросс-продаж и программ лояльности, история формата на российском рынке, по мнению экспертов, только началась.

Отдельную нишу сейчас уверенно начинают занимать концепции универмагов эконом-класса и fix-price, дисконт-универмагов и универмагов распродаж. 

Зара Аджемян, глава департамента корпоративных коммуникаций и маркетинга ГК «Ташир»:

"Созданный ГК «Ташир» проект универмага Take Away был представлен на российском рынке как первый проект универмага с креативной концепцией на территории торгового комплекса. Проект существует всего полгода, но уже сейчас мы фиксируем увеличение трафика и общие продажи приблизительно на 15% ежемесячно.В первую очередь важно определиться с портфелем брендов, понимать свою целевую аудиторию и уникальное предложение. Хочется отметить тот факт, что ни один из нынешних партнеров до начала сотрудничества с Take Away не имел опыта работы в формате department store. Как и в любом розничном проекте, важно, насколько бренд готов корректировать ассортиментную матрицу исходя из реалий продаж, а также отлаженная система поставок и гибкость ценовой политики".

Петр Исаев, коммерческий директор AVICA:

– "Прежде чем принять решение об открытии department store, собственнику нужно проанализировать, действительно ли открытие универмага внутри ТРЦ поможет проекту или это просто заполнение пустующих площадей. Кроме того, важные составляющие при оценке – формат и ассортимент универмага, которые должны дополнять текущих арендаторов, а не конкурировать с ними. Нельзя сказать, какие бренды или товары продаются в department store лучше или хуже, все зависит от ниши, на которую направлен магазин, именно этот фактор и является определяющим при формировании концепции. В то же время я бы рекомендовал собственникам ТЦ нанять профессионального оператора, поскольку это абсолютно другой бизнес, не имеющий ничего общего с управлением ТРЦ.Что касается инвестиций в открытие универмага, то в среднем они могут составить $20–30 млн. Однако крупным профессиональным игрокам это обойдется в разы дешевле за счет оптимизации операционных расходов и других условий по закупкам".

Катя Ножкина, куратор универмага Trend Island в «Авиапарке»:

–"Панацеей, соломинкой или временным решением для ТЦ в условиях дефицита арендаторов универмаг не может быть. Как минимум потому, что это отдельный, большой, сложный, трудозатратный проект. В «Авиапарке» реализация Trend Island заняла более двух лет.Trend Island – открытое пространство, объединяющее ряд концептуальных направлений современного ритейла и культуры. Размещение арендаторов предусмотрено только корнерами с условием ведения торговли через единую кассу. Операционное управление универмагом будет осуществлять ТЦ.Trend Island размещен на 3-м этаже, так как наиболее органично он будет соседствовать с зоной sport & fashion, где есть пересечение целевых аудиторий: это яркие и креативные люди, для которых мода – форма социализации. Для Trend Island создана своя айдентика, которая уже интегрирована в навигацию, POS-материалы, каналы коммуникации и т.д. Условия размещения в универмаге дружественные для арендаторов, а сумма инвестиций в открытие точки минимальна. Trend Island является не временным решением, но напротив – постоянной и действующей точкой роста ТЦ".

Источник






 

Все права защищены. Копирование текстов и материалов с сайта ограничено. Копирование текстов - нарушение авторских прав ООО «Идем», за что предусмотрена ответственность законодательством РФ.