На главную

Бизнес клуб | Продовольственный ритейл: вчера, сегодня, завтра

30.01.2013

По мнению большинства экспертов, продовольственный ритейл перестал быть таким интересным и маржинальным бизнесом, как было еще десять лет назад. Все большее влияние на этом рынке приобретают федеральные и транснациональные сети гипермаркетов.

Тем не менее, несколько ниш по-прежнему остаются незанятыми: drive-trough (покупка продуктов, не выходя из машины), торговля вдоль трасс и магазины натуральных продуктов. Примерно 20% рынка приходится на, так называемые, «магазины у дома». Однако даже они все чаще становятся сетевыми.

В чем же заключается формула успеха современных продовольственных магазинов? Еще совсем недавно все решало место расположения. Однако сейчас составляющие успеха можно разложить на 4 P:

- Place (место расположения или локация);
- People (персонал);
- Price (цена);
- PR (репутация бренда).

К слову, под местом расположения теперь понимается не только само место, а его удобство  для покупателей (парковки, хороший подъезд, возможность выкатить тележку до автомобиля).

По прогнозу  экспертов, в ближайшие годы кардинального изменения ситуации на рынке продовольственного ритейла не произойдет. Правда, с течением времени  возможно более активное развитие таких новых на сегодняшний день форм как автоматическая торговля (покупка продуктов через автомат), магазины готовой натуральной еды без консервантов и продовольственные бутики. А вот по поводу дальнейшей судьбы «магазинов у дома» мнения экспертов разошлись – одни уверены, что они являются своеобразными пережитками прошлых лет и по мере роста благосостояния населения  начнут исчезать, а другие считают, что из-за своего удобства «магазины у дома» будут существовать всегда. Кто прав  -  покажет время.

Александр Степанов, владелец розничной сети «Калинка»:

- Сейчас наши продовольственные гипермаркеты почти не отличаются от западных. Единственное отличие – это размер складского помещения. У них они гораздо меньше. К примеру, в одном из самых больших продовольственных магазинов США «Berkley» склад занимает всего 250 кв.м.  Все это благодаря хорошо развитой логистике – почти минута в минуту.

Екатерина Гресс, генеральный директор компании-консультанта по торговой недвижимости «IDEM»:

- Становится все больше и больше новых форматов продовольственного ритейла. К примеру, в Корее одна из ведущих сетей запустила возможность покупки продуктов прямо на станциях метро. Там размещается своеобразная виртуальная витрина магазина с фотографиями продуктов и их ценой. При помощи мобильного телефона любой пассажир может сканировать код нужных продуктов, указать  свой адрес и сделать заказ. К тому времени, когда он доберется до дома, продукты уже доставят. Подобные услуги активно развиваются.

Татьяна Романчева, директор Нижегородского центра научной экспертизы:

- Произошедшие за 20 лет изменения в ритейле касаются, прежде всего, логистики. Если раньше у нас существовали торговые институты, которые разрабатывали  концепции микрорайонов и в их центре размещали универсамы, то сейчас гипермаркеты  тяготеют к расположению больших автомобильных трафиков. Кроме того, начинает развиваться бутиковая торговля, а сетевики стремятся занять формат «магазина у дома».

 






 

Все права защищены. Копирование текстов и материалов с сайта ограничено. Копирование текстов - нарушение авторских прав ООО «Идем», за что предусмотрена ответственность законодательством РФ.