На главную

Бизнес клуб | От дефицита к изобилию

13.02.2013

О том, как нижегородские магазины преодолели путь от дефицита к изобилию, что происходит на современном рынке продовольственного ритейла и каким видится его будущее, обсудили участники профессионального клуба «Триумф-эксперт».

Татьяна Романчева, директор Нижегородского центра научной экспертизы:

— Произошедшие изменения в ритейле касаются прежде всего логистики. Если раньше у нас существовали торговые институты, которые разрабатывали концепции микрорайонов и в их центре размещали универсамы, то сейчас гипермаркеты тяготеют к расположению больших автомобильных трафиков. Кроме того, начинает развиваться бутиковая торговля, а сетевики стремятся занять формат «магазина у дома». Еще совсем недавно считалось, что успех современного магазина кроется в месте его расположения. Однако я как маркетолог предложу немного спорное утверждение. Существует 4Р, которые работают всегда: place (место расположения или локация), people (персонал), price (цена) и PR (репутация бренда). Кстати, под локацией следует понимать не только само место, но и его удобство для покупателей. Я имею в виду парковки, хороший подъезд, возможность выкатить тележку до автомобиля и другие сопутствующие условия.

Александр Степанов, генеральный директор сети магазинов «Калинка»:

— Мы начали торговать в 1992 году. Как раз тогда вышел указ Бориса Николаевича Ельцина о свободной торговле. На тот момент у нас был очень небольшой набор продуктов, который затем расширился до 40 позиций. Помню, мы просто раскладывали карту Нижнего, выбирали места пересечения автомобильных путей и везли туда продавцов.

В середине 90-х стала модной торговля на контейнерных площадках. В те времена нам удавалось продавать до 12 тонн майонеза в день. Сейчас в это даже с трудом верится. Потом ярмарки стали приходить в упадок, начали открываться небольшие магазины «у дома». Специально построенных магазинов в то время не было, под них стали приспосабливать любые свободные помещения. Думаю, что этой практике осталось жить недолго. Те магазины, которые строятся не с нуля, чем дальше, тем больше начнут проигрывать.

Сегодня наши продовольственные магазины мало чем отличаются от западных, разве что принципом магазиностроения. Там очень небольшая складская часть. Когда я был в Berkly Mall (самый крупный продуктовый магазин в США), то очень удивился размерам его складского помещения. Вся площадь магазина составляет почти 15 тысяч квадратных метров, а склад занимает только 250 квадратных метров. При этом ассортимент просто сумасшедший. Следствие грамотно выстроенной логистики.

Еще одно отличие — обилие специализированных магазинов. К примеру, в США мы встретили магазины для панков, для водителей грузовиков, для латиносов и так далее. Во многих из них цены намного выше, чем в обычных магазинах, но люди все равно ходят, потому что им там нравится.

Какие изменения, на мой взгляд, ожидаются в российском продовольственном ритейле в ближайшие годы? Сегодня в европейской части России примерно 35–45% рынка принадлежит организованной рознице, за Уралом — 25% максимум. Так вот, организованная розница должна дойти до 70–80%. На это уйдет порядка 10 лет. При этом независимая розница будет умирать. Будут развиваться «федералы» и транснациональные «монстры».

Для региональных сетей с 50–70 магазинами наступят сложные времена. Перед предпринимателями будут три пути. Первый — распродать магазины. Второй — начать работать по франшизе (но это постоянная зависимость от держателя франшизы). Третий — объединиться в кооперативы.

Екатерина Гресс, генеральный директор IDEM:

— Как долго просуществуют «магазины у дома»? Это зависит от нескольких факторов. В первую очередь от уровня жизни населения. Рост благосостояния ведет нас в другие магазины: с лучшим ассортиментом, с лучшим качеством обслуживания, с более интересным спектром услуг. Все это, конечно, говорит в пользу развития гипермаркетов.

Кроме того, на судьбу «магазинов у дома» влияет уровень «автомобилизации» населения. По мере того как мы будем становиться мобильнее, мы все чаще будем выбирать гипермаркеты.

С другой стороны, ментальность старшего поколения: гораздо удобнее сходить за продуктами в небольшие магазинчики рядом с домом. Поэтому пока живо это поколение, магазины у дома будут существовать.

Вадим Носов, консультант-эксперт по потребительскому рынку:

— Во всем мире супермаркеты испытали самое жесткое давление со стороны гипермаркетов еще в 90-е годы. Конкурировать по ценам не было никакой возможности, и супермаркеты начали массово вымирать. Решением этой проблемы стал упор на ассортимент более натуральных продуктов. В результате более требовательные и более обеспеченные покупатели вернулись в супермаркеты.

Теперь к вопросу о том, что может спасти «магазины у дома». Когда в 90-е годы их во всем мире «придавили» дискаунтеры, спасение пришло в виде продажи готовой еды без консервантов. Людям по вечерам просто некогда готовить самим, и они всегда не прочь купить готовую еду, в качестве которой уверены. Кроме того, всем ритейлерам нужно обратить внимание на автоматические магазины и магазины drives-room, благодаря которым водители могут купить продукты не выходя из автомобиля.

Борис Горелик, генеральный директор ГК «Триумф»:

— Почему-то не чувствует аудитория конкуренции от интернет-магазинов и магазинов доставки к порогу дома. Я с прицелом больше чем на 10 лет предполагаю, что появятся микрорайоны с пневмодоставкой из логистических центров прямо на кухню. В современных офисах путем пневмодоставки «путешествуют» документы. Почему бы не появиться микрорайону, который был бы привязан к центру распределения продуктов?

Олег Стрежнев, директор ООО «Нижегородский мукомольный завод Башкирова»:

— Российские аналитики по доле рынка организованной и неорганизованной розницы оперируют разными цифрами. Насколько я знаю, на Западе существуют разные пропорции, но общие цифры остаются следующими: 80% всей розницы принадлежит сетевикам и 20% — «магазинам у дома». К таким цифрам приближается и Россия. В Москве этот уровень уже достигнут. Поэтому мне кажется, что формат «у дома» не умрет никогда, потому что он нужен и востребован. Федеральные, региональные и локальные сети себя тоже не изживут, и существующее положение вещей останется на долгие годы






 

Все права защищены. Копирование текстов и материалов с сайта ограничено. Копирование текстов - нарушение авторских прав ООО «Идем», за что предусмотрена ответственность законодательством РФ.