На главную

Бизнес клуб | Как «скрестить» историю с деньгами?

10.07.2012

В июне прошли два мероприятия – «Развитие рынка недвижимости на Рождественской стороне» и «Бренд Нижнего Новгорода: как сделать его коммерчески привлекательным?». Соорганизаторами встреч были МАУК «Рождественская сторона» и международная бизнес-школа EMAS.

По большому счету, оба круглых стола (как и состоявшийся в мае, который был посвящен созданию туристического кластера) были нацелены на одно: определить шаги, которые необходимо сделать, чтобы повысить привлекательность территории (в одном случае – более локальной, в другом – более глобальной) как для туристов, так и для представителей бизнеса.

«Развитие рынка недвижимости на Рождественской стороне»

Александр Сериков, руководитель проекта «Рождественская сторона»:

- Основная тема для обсуждения - повышение рентабельности предприятий, расположенных на Рождественской стороне, стратегии развития офисного, ресторанного, туристического и торгового бизнеса.

Напомню, Рождественская сторона – территория от Благовещенского монастыря до Чкаловской лестницы, от воды до набережной Федоровского и кремля, включая Ильинскую до Добролюбова. Есть цель проекта – развитие территории как культурно-досугового центра, создающегося на основе новых стандартов урбанизма, высокого качества городской среды и обеспечивающего комфортное проживание и пребывание жителей и гостей города.

Предусмотрено несколько проектных линий. Первая – сохранение и инновационное развитие культурного наследия и ценной исторической среды. Вторая – пешеходная улица (создание инфраструктуры, обеспечивающей пешеходов). Третья – территория большого праздника. Четвертая – территория гостеприимства (создание условий комфортного пребывания, чистота, отремонтированные фасады, парковки и т.д.). Пятая – территория лучших муниципальных практик, полигон социальной эффективности муниципального управления.

Главный вопрос: историческая и деловая функции могут очень плохо совмещаться. Как найти золотую середину при реализации проекта, как совместить принципы историзма и доходности?

Ольга Горбунова, заместитель начальника управления муниципальной собственности и приватизации комитета по управлению госимуществом и земельными ресурсами администрации Нижнего Новгорода:

- На территории Рождественской стороны расположены офисы различных фирм и организаций, магазины, жилые помещения. Эти объекты недвижимости имеют различные формы собственности (частная, муниципальная, государственная собственность Нижегородской области и Российской Федерации). Ряд объектов находится в общей и долевой собственности.

Администрация Нижнего Новгорода считает: чтобы повысить эффективность управления объектами недвижимости на территории Рождественской стороны следует создать условия для максимального перехода всех объектов недвижимости к единой форме собственности – муниципальной. До конца 2012 года планируется эту работу закончить.

Кстати, на территории Рождественской стороны еще есть объекты «без хозяина». Администрация города ставит их на учет в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области. У нас уже подано заявление в суд на право включения бесхозяйственных объектов в муниципальную собственность.

Эдуард Бугров:

- За рубежом используется такой опыт: помещение либо сдают в аренду, либо продают в собственность. Если человек выкупил помещение, он спокоен, он готов вкладывать в него деньги, готов ремонтировать. Практикуется следующее: муниципалитет предоставляет собственнику четкую концепцию, как должно выглядеть здание, какого цвета должен быть фасад, что должно быть внутри. То есть он покупает не просто здание, но и проект по его содержанию. И это эффективно. Как на это смотрит администрация.

Ольга Горбунова:

- Это очень интересная программа. Она и у нас работает – когда дело касается исторических зданий…

Олег Алешин, заместитель министра государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области:

- В ряде европейских стран муниципалитетом четко определены правила игры: в каком виде собственник должен содержать то или иное здание, что в нем может быть размещено и как его могут эксплуатировать.

Есть другой вариант: муниципалитет заведомо берет на себя все обязательства по содержанию и обслуживанию зданий, а для потенциальных арендаторов (не собственников!) проводится конкурс. Победителям муниципалитет предоставляет льготное право аренды на длительный срок.

На Рождественской стороне, на мой взгляд, могут быть применимы оба варианта.

Татьяна Романчева, руководитель Нижегородского центра научной экспертизы:

- А что делать, если историческое здание находится в собственности у частного лица, у которого ООО с десятью тысячами уставного капитала и реставрировать ему не на что? Какие меры к нему можно применять?

Олег Алешин:

- Когда человек берет здание в собственность или в аренду, в договоре должно быть четко обозначено, что приобретается именно памятник. На него охранные обязательства возлагаются. Если денег нет, продавайте.

Александр Сериков:

- Здесь прозвучали слова «правила игры». Эти правила в отношении недвижимости имеет смысл распространить в целом на город. Тогда они могут стать фактором, направленным на повышение привлекательности.

Вячеслав Гальянов, собственник имущественного комплекса (ул. Рождественская, № 37, № 39):

- Я пока не представляю, как все это может отразиться на привлекательности офисного бизнеса. На мой взгляд, муниципалитет должен создать условия для ведения этого бизнеса. К примеру, вопрос парковки. Кто его должен решать, как его нужно решать? У меня нет ответа.

У Рождественской стороны нет хозяина. Вот был бы один хозяин, с ним можно было бы вести диалог. А так с кем говорить? Каждый действует в рамках той функции, какая у него есть. И пока не появится объединяющей структуры, толку не будет.

Андрей Коляда, руководитель бизнес-школы EMAS:

- Бюджет не резиновый всегда будут приоритеты, кроме Рождественской стороны. Я не понимаю, каким образом предприниматели заработают деньги в результате реализации этого проекта. А пока владельцы бизнеса на данной территории – и собственники, и арендаторы - не понимают коммерческих перспектив, вряд ли проект сделает серьезный рывок.

Как будет развиваться бизнес на данной территории. Какой именно бизнес? Как только это станет понятно, прояснятся и другие вопросы: и по арендной ставке, и по содержанию фасадов…

Владельцы бизнеса должны понимать финансовые перспективы. А пока они слышат «вы отремонтируйте фасад, а там посмотрим», никто этого делать не будет, потому что не понимает, за счет чего окупит затраты.

Честно говоря, в туристическую привлекательность этой территории я не верю. Не очень понятно, чем здесь любоваться.

Олег Алешин:

- Рождественская объединяет и деловую, и культурную часть. Мне кажется, не обязательно разделять на дорогие и дешевые сегменты. Посмотрите на любой город Европы - там же никто не разделяет. Можно, кстати, отдать «под бизнес» ту же Нижневолжскую, сохранив Рождественскую для прогулок. На мой взгляд, концепция должна быть обобщенной. И если власти совместно с бизнесом ее доработают, определятся как раз те правила игры, о которых мы с вами сегодня говорили.

Ирина Семашко, директор департамента экономики администрации Нижнего Новгорода:

- С 2009 года туристический поток снизился с 400 тысяч с небольшим до 380 тысяч. Проект «Рождественская сторона» разработан как раз с целью его увеличения. Если мы ничего делать не будем, то мы никогда не привлечем туристов. И бизнес, который находится на Рождественской, будет продолжать падать.

Мое глубокое убеждение, что развитие данного проекта явится основным фактором повышения привлекательности территории: к вам в ресторан придут, к вам в офис придут… Согласна с тем, что нужно определить, в каком направлении будет развиваться бизнес.

Татьяна Романчева:

- Рождественская раньше была купеческой, торговой. Сейчас основной бизнес здесь - офисные помещения и ресторанный коридор.  У нас нет в городе другой улицы, на которой было бы столько ресторанов, даже Покровка в этом смысле Рождественской – не конкурент.

Но: владельцы зданий и сооружений «держат нос по ветру». Что будет приносить большую арендную плату, туда они и повернут.

Екатерина Гресс, генеральный директор компании IDEM:

- Улица Рождественская обладает большим потенциалом для развития торговли и ресторанного бизнеса. Средняя ставка аренды на этой территории на сегодняшний день составляет 732 руб., это примерно на 30% ниже, чем средняя ставка по Нижегородскому району и почти в четыре раза ниже средней по Большой Покровской. Перед администрацией города сегодня стоят важные и сложные задачи: четко сформулировать позиционирование этой пешеходной зоны, определить места расположения объектов социальной или культурной направленности, а также создать функционирующую развлекательную инфраструктуру. Тогда арендная ставка возрастет, и владельцы помещений будут готовы взять на себя дополнительные затраты по благоустройству.

В европейских странах принято привлекать  к реализации подобных проектов ведущих консультантов и архитекторов. Искренне надеюсь, что интересы и жителей города, и туристов, и, что важно, владельцев недвижимости, удастся учесть.






 

Все права защищены. Копирование текстов и материалов с сайта ограничено. Копирование текстов - нарушение авторских прав ООО «Идем», за что предусмотрена ответственность законодательством РФ.