На главную

РГУД и IDEM провели проперти-тур по современным рынкам Москвы

27.02.2018

 

В конце 2006 года был принят закон о рынках, требующий постепенного отказа от нецивилизованного  «уличного базара», перевод рыночной торговли в здания, обеспечивающие комфорт и удобства как покупателям, так и продавцам. На разработку концепции и проектов, строительство новых рынков требовалось время. Первые комфортабельные    рынки современных новых форматов стали появляться с начала 2010-х годов. Новые рынки строили и раньше, но они мало меняли спектр предложений покупателям, технологию работы с арендаторами и продавцами, можно сказать, что были «старыми» рынками в тепле и под крышей.

Рынок торговой недвижимости Москвы и Подмосковья является, пожалуй, самым развитым в России. Первые ласточки новых форматов торговли сначала  появляются в столице и её ближних пригородах, затем, спустя несколько лет разлетаются по городам-миллионникам  и крупным региональным центрам, а уж потом по другим провинциальным центрам.

Информация об опыте эксплуатации  уже существующих объектов новых форматов позволяет  использовать лучшие стороны проектов и избежать ошибок, точнее оценить масштаб и состав задач при реализации собственных проектов, сравнить  решения с лучшей практикой в отрасли.

Главными тенденциями за последние годы стало сокращение количества рынков, обеспечение комфорта покупателям и продавцам, переход от торговли сырыми продуктами к продаже полного спектра продовольственных товаров, включая полуфабрикаты  и готовую еду, появлению на рынках широкого спектра разнообразных закусочных (гастропространство, фудкорт) с демократичными ценами и минимальным сервисом,  интеграция с торговыми центрами.   Некоторых рынки начинают носить «тусовочный» характер связанный с проведением большого числа кулинарных и культурных событий. Значительная часть сельскохозяйственных рынков стала позиционировать себя как торговые комплексы с другим режимом государственного регулирования.

 

В Москве за последние 20 лет количество рынков сократилось почти в 10 раз, из 200 рынков осталось 22. Наиболее одиозные рынки, такие как Черкизовский (имевший неофициальное название «Черкизон») снесены, а территория подвергнута редевелопменту с совершенно другими функциями. Другие рынки стали облагораживать и преобразовывать к новым форматам. Некоторые объекты,  как место совершения  ежедневных покупок вытесняются сетевыми магазинами в формате «у дома».

Следует отметить, что интерес  к рынкам, как объектам коммерческой недвижимости весьма высок. Чаще всего арендные ставки за объекты малой площади выше, чем за объекты большей площади.  Торговые места, которые сдаются в аренду на рынках, как правило, имеют малый размер, поэтому доходность рынков на единицу площади выше, чем у многих других типов коммерческой недвижимости. 

На Рождественском саммите по коммерческой недвижимости, организованным РГУД при поддержке ООО «IDEM» в декабре 2017 года, обсуждение современных форматов продовольственных  рынков вызвало огромный интерес, поэтому было принято решение об организации тура на лучшие рынки  России. Число желающих принять участие в проперти-туре было столь велико, что пришлось разделить участников тура на 2 группы .

География участников проперти-тура весьма широка – Нижний Новгород, Тамбов, Самара,  Уфа , Тюмень, Новосибирск, Санкт-Петербург.

Проперти-тур был проведен по самым лучшим рынкам Москвы и Подмосковья, имеющим различные современные форматы. Дорогомиловский рынок – наиболее близкий к классическому представлению о рынках, с преобладанием в ассортименте высококачественных «сырых» продуктов.  Даниловский рынок представляет пример реализации гастропространства (food market, рынок ресторанов) с большим количеством закусочных, с проведением кулинарных шоу и культурных событий. Экобазар Мытищи можно отнести к современному технологичному  торговому центру продающему «фермерские» продукты и готовые изделия, а также предоставляющим большое количество услуг покупателям . Такой объект  сочетает в себе черты рынка и современного супермаркета (fresh market/экобазар).

Запоминающийся тур по современным рынкам (21.02.2018) начался с Дорогомиловского рынка. Дорогомиловский рынок имеет давнюю историю, первые упоминания о торговле вблизи данного места, вдоль дороге в Смоленск,  зафиксированы 16-17 веках и связаны со Смоленским пушным рынком. Дорогомиловский рынок (он назван по имени Дорогомиловской заставы,  охраняемом месте выезда из города) занимает современное место начиная с 1938 года, после завершения строительства станции метро  «Киевская». В 1999 году начата глубокая реконструкция рынка и в 2000 –х годах рынок приобрел современный вид.  Этот объект занимает большую площадь, около 37 000 метров, она позволяет разместить более 500 торговых мест.

 

Сейчас Дорогомиловский рынок является самым известным рынком в Москве, славится высоким  качеством  и огромным  выбором продуктов, а также высокими ценами. Благодаря качеству продуктов рынок стал главным местом закупки товаров для многих московских ресторанов.

На Дорогомиловском рынке участников тура встретил заместитель генерального директора рынка, Павел Головацкий.  Павел подробно рассказал о работе рынка, провел по доступным для покупателей и техническим помещениям   рынка.  Рынок разделен на две  больших зоны – зону оптовой торговли и обычную зону продовольственного рынка. По периметру рынка в зоне оптовой торговли сделан большой дебаркадер для загрузки торговых точек рынка  и транспорта оптовых покупателей. 

 

Многих участников тура удивили тележки, как в современных супермаркетах, в которые покупатели нагружали свои многочисленные и увесистые покупки. На Дорогомиловском рынке рестораны со всей Москвы и другие оптовые покупатели закупают множество овощей, фруктов, морепродуктов, мяса высочайшего качества, деликатесов и других дорогостоящих продуктов. Большие объемы покупок и высокая цена позволяют продавцам  получать большую выручку, прибыль и платить высокую арендную плату. По словам Павла, одной из главных целей администрации рынка является поддержание образа лучшего в Москве рынка, поэтому в договорах с арендаторами предусмотрены внушительные  штрафные санкции, включая расторжение договора за обвес покупателей, несоответствующее качество продуктов и другие  нарушения правил торговли на рынке.

Многочисленные вопросы по деталям организации работы рынка  пришлось прервать для переезда на следующий пункт тура – Даниловский рынок.

Даниловский рынок – распложен рядом с древнейшим монастырем Москвы, Свято Даниловым. Торговля рядом с монастырем ведется издавна, с XIII- XIV веков. Строительство современного  здание рынка было завершено в 1986 году. В настоящее время Даниловский рынок находится под управлением холдинга Ginza Project. Сейчас общая площадь рынка составляет 12500 кв. м, арендная 3500 кв. м. С января  2016 года по май 2017 без остановки торговли была проведена  реконструкция и реконцепция рынка, в результате которой на рынке размещено 300 торговых мест  и 30 арендаторов фудкорта.

 

Рынок представляет собой большой круг диаметром более 70 метров под единым куполом. Пространство рынка концептуально разделено на две части. В  Центральной части секторами расположена торговля продуктами. По периметру круга расположились операторы фудкорта.

В первую очередь,  в глаза бросилось разнообразие тропических фруктов.  Сырный сектор поразил размером и богатством выбора, на льду холодильной витрины выложены многочисленные банки нескольких видов черной и красной икры.  Участники тура обратили внимание на яркие, издалека  заметные  желтые надувные шары, гирлянды которых обозначали «товар дня», специальные цены на отдельные товары. На рынке функционирует  бесплатная (при сумме заказа свыше 3000 рублей)  доставка  заказанных по интернету  товаров и приготовленных на фудкорте готовых блюд.

 

Участников тура встретила арт-директор Даниловского рынка Татьяна Дроб. Она провела обзорную экскурсию по рынку, рассказала о подборе арендаторов, о формировании гастропространства, о широком спектре культурных событий, проводимых на рынке - показ кинофильмов, театральные представления, музыкальные   концерты, образовательные лекции.. Изюминкой Даниловского рынка является большой фудкорт, на котором представлено более 30 различных точек общественного питания. Кулинарная география фудкорта впечатляет – Мексика, Германия, Индия, Япония, Китай, Корея, Алжир, Россия, Узбекистан... Полное перечисление стран и локальных кухонь займет целый абзац.  Экскурсанты сами смогли выбрать по своему вкусу и попробовать свежайшие блюда, готовящиеся прямо на их глазах. Разнообразие кухонь и достаточно демократичные цены привлекают большой поток посетителей - участники тура обратили внимание на очереди у многих заведений фудкорта. Большое количество разных заведений позволяет приходить на рынок и каждый раз окунаться в атмосферу новой кухни. Неподдельный интерес экскурсантов вызвали игровая комната для детей и санитарные помещения рынка.

После обеда группа отправилась на ЭкоБазар-Мытищи. Во время переезда выступил партнер, приглашенный эксперт, куратор проектов по развитию коммерческой недвижимости группы «Башинвест», основатель фреш маркета в ТК «Центральный» (г. Уфа)  Алишер Абдужабаров и Екатерина Гресс, Председатель Комитета по торговой недвижимости РГУД, куратор тура.  Участники  группы обсуждали увиденное на Дорогомиловском и Даниловском рынках,  сравнивали их параметры и оценивали возможность применения опыта  на своих объектах, оценивали перспективы тех или иных форматов.

На Эко-Базаре Мытищи экскурсию проводил Чернышов Михаил Михайлович, исполнительный директор. 

 

Торговля на месте рынка «Эко-Базар Мытищи» так же имеет многолетнюю историю, ведь   современный комплекс был построен на месте старого рынка.  Проект торгового комплекса  был создан на основе испанского прототипа, построен в 2011 году. Общая площадь торгового комплекса - 10000 кв. м, Площадь фермерского рынка составляет 3000 кв. м, арендная площадь непродовольственного ретейла 2700 кв. м . Рынок располагает парковкой на 140 машино /мест. ЭкоБазар-Мытищи дает работу арендаторам 228 торговых мест. На рынке организована доставка продуктов, заказанных по интернету.

Экскурсия по рынку была максимально открытой – участники тура посетили не только  торговый зал, но и многочисленные вспомогательные помещения: санитарно – ветеринарной службы, осмотрели холодильники для скоропортящихся продуктов, морозильные камеры для мяса, помещения для пресс-компакторов. Вопросы участников группы касались не только положительного опыта, но и того, что не сработало, что бы сейчас было сделано по-другому. Как лучше расположить торговлю, как устроена система инженерных коммуникаций, как изменяется площадь  фудкорта, какие услуги для фермеров востребованы, как осуществляется сезонная уличная торговля? Многочисленные вопросы касались как общих проблем, например, в каком направлении будут развиваться рынки, так и деталей организации работы на рынке: как осуществляется раздельный сбор мусора, какой размер контейнеров, как часто вывозится мусор…

 

По мнению большинства участников тура, экскурсия на лучшие объекты, непосредственное общение с руководителями рынков, полученные ответы на актуальные вопросы имеют большую ценность  и помогут в текущей работе, использовать лучший опыт и избежать ошибок.

Организаторы тура в лице Комитета по торговой недвижимости Российской Гильдии управляющих и девелоперов и компании «IDEM – Консультанты по торговой недвижимости» выражают благодарность представителям рынков за участие в организации проперти-тура в качестве принимающей стороны и возможность проведения экскурсии на объектах!






 

Все права защищены. Копирование текстов и материалов с сайта ограничено. Копирование текстов - нарушение авторских прав ООО «Идем», за что предусмотрена ответственность законодательством РФ.