На главную

Фудмаркеты – новый этап в истории российской гастроиндустрии

20.08.2018

Чему могут научиться региональные рынки у центральных? 

Аналитики рынка торговой недвижимости солидарны во мнении, что ставшие привычными форматы постепенно сдают позиции: все больше российских семей отказываются от посещения гипермаркетов в пользу магазинов у дома. В это же время набирает популярность относительно новая для наших соотечественников концепция фудмаркетов. Речь идет о проектах, объединяющих рынки и кафе: это уже не просто развалы с фермерскими продуктами, пользующиеся спросом у людей старшего поколения, и не фудкорты в ТРЦ, куда заходит перекусить уставшая от шопинга молодежь. Данный формат представляет собой территорию, где можно не только купить свежие продукты, но и выбрать ингредиенты, из которых вам здесь же приготовят вкусное блюдо.

Разнообразие деликатесов, открытая кухня и неограниченные возможности для общения вызывают неподдельный интерес у посетителей. Понять, как работают успешные фудмаркеты российской столицы, и перенять опыт коллег, предпринимателям из Тюмени, Твери, Владивостока, Санкт-Петербурга, Пензы, Тамбова и других городов помогли организаторы «Проперти-тура по фудмаркетам и современным рынкам Москвы». Возможность увидеть своими глазами наиболее известные проекты и лично задать все волнующие вопросы управляющим рынков и фудмаркетов предоставили участникам тура Комитет по торговой недвижимости Российской гильдии управляющих и девелоперов и компания «IDEM – Консультанты по торговой недвижимости». В рамках мероприятия его участники посетили Велозаводский, Москворецкий и Дорогомиловский рынки.

Феномен фудмаркетов

Фудмаркеты Москвы довольно быстро вошли в число наиболее популярных мест отдыха. С их появлением рынки перестали восприниматься исключительно как возможность приобрести свежие фермерские продукты: теперь здесь не только покупают, но и обедают, общаются, проводят время с друзьями и близкими людьми. При этом сегодняшние посетители столичных фудмаркетов вряд ли задумываются о том, как на месте старых рынков удалось воплотить идею о концептуальном гастрономическом пространстве.

Заместитель генерального директора Велозаводского рынка Игорь Кушников наиболее сложным этапом реконцепции рынка считает привлечение арендаторов: длительная реконструкция с полным закрытием приводит к потере предпринимателей. Покупатели, в свою очередь, ориентируются на хороший ассортимент и доступные цены, а лишь потом обращают внимание на внешние факторы. Тем, кто интересуется строительством фудмаркетов с нуля, Игорь Кушников порекомендовал тщательнее выбирать место для реализации проекта, отдавая предпочтение крупным транспортным узлам. При реконструкции уже существующих объектов, он посоветовал внимательнее отнестись к окружению: для успешной работы в деловых центрах целесообразным будет сделать акцент на фудкорты, в спальных районах – на торговые точки с популярными позициями (мясом, овощами, фруктами и т.д.).

Велозаводский рынок

Управляющий директор Москворецкого рынка Дмитрий Хрусталев рассказал, что процесс обновления был непростым, больше всего времени ушло на решение вопроса с коммуникациями. Старое здание совершенно не соответствовало новому формату, поэтому пришлось приложить немало усилий для поиска оптимального варианта, в том числе и по дизайну. По его мнению, тема фудмаркетов будет актуальна до тех пор, пока люди «хотят кушать». Управляющие проектами, со своей стороны, делают все возможное, чтобы обеспечить для них максимально комфортные условия и адекватные цены.

Москворецкий рынок

Идея фудмаркетов не могла пройти мимо и Нижнего Новгорода: столица Приволжья всегда следовала трендам. И пусть этот миллионник не всегда успевает за главными городами России, он явно из тех, кто долго запрягает, но быстро едет. Достаточно вспомнить бум на рынке коттеджных поселков Нижегородской области или активную реализацию проектов в сфере торговой недвижимости. Поэтому можно не сомневаться, что «пробный шар» в виде первого нижегородского фудмаркета «Восход» в Городецком переулке принесет успех его создателям. Тем более, что в проекте принимает участие известный шеф-повар Илья Травкин. Да и в любви нижегородцев к стритфуду можно не сомневаться: город один из первых в России присоединился к международному фестивалю еды. Даже после того, как официальные организаторы «Ресторанного дня» пустили его проведение на самотек, жители приволжской столицы исправно продолжают радовать друг друга блюдами и напитками собственного приготовления четыре раза в год.

Дорогомиловский рынок

Возможности для бизнеса

Преимущества фудмаркетов для покупателей лежат на поверхности, а какие плюсы работы в таком формате получают арендаторы? Прежде всего, нужно принимать во внимание организационную структуру таких проектов. В большинстве случаев рыночные площади превалируют над гастрономическими. Прилавки с фермерскими продуктами обычно занимают центральные позиции в рамках единого пространства, а точки «общепита» размещаются по периметру. Планирование территории может варьироваться, но под рыночную точку чаще всего отводят до десяти квадратных метров, предприятие питания обустраивает около двадцати «квадратов», гастролавка с местами для дегустации может забрать под свои нужды и пятьдесят кв.м.

Главный вопрос, беспокоящий арендаторов, связан с отсутствием «якоря». Если в традиционных ТРЦ трафик формируется кинотеатром или гипермаркетом, то фудмаркет должен заинтересовать людей необычными концепциями, эксклюзивными форматами, уникальными предложениями, которые им точно не встретятся в галерее торгового центра. По этой причине фудмаркеты могут стать идеальной площадкой для стартапов, которые только планируют заявить о себе в том или ином городе. Со снижением ввода торговых площадей и ростом арендных ставок в ТЦ именно фудмаркеты становятся наиболее выгодными для тех, кто намерен минимизировать затраты на открытие бизнеса. Опробовав оригинальную идею в этом гастропространстве, предприниматель может попробовать повторить успех, организовав целую сеть.

Перспективы формата в российских реалиях

Одним из важнейших слагаемых успеха фудмаркетов является соседство совершенно разных концепций, позволяющих всего за одно посещение попробовать блюда русской, итальянской, грузинской, азиатской и американской кухонь. Эта особенность делает каждое пространство уникальным и перспективным в отличие от узкоспециализированных заведений. Каким бы популярным ни был французский ресторан, он имеет определенный потолок развития. Фудмаркеты же как раз и демонстрируют практически неограниченные возможности для всей гастроиндустрии. Наполнение пространства продуктами и яствами непохожих друг на друга культур не оставит равнодушными даже истинных гурманов.

Кроме того, управляющие фудмаркетов нередко организуют для покупателей всевозможные гастрономические активности, например, мастер-классы шеф-поваров, различные шоу, концерты и праздники еды. Такой подход не позволит посетителям пресытиться одним местом, благодаря чему они будут посещать его снова и снова. Поэтому аудитория фудмаркетов вряд ли иссякнет в скором времени и точно никогда не ограничится только покупателями, наспех заскочившими за килограммом яблок, из-за чего становится еще интереснее для широкой публики.

Экспертное мнение

Председатель комитета по торговой недвижимости, Управляющий партнер «IDEM» Екатерина Гресс, под чьим руководством и проходил проперти-тур, обратила внимание, что регионы только еще присматриваются к фудмаркетам, хотя в Москве этот формат существует не менее трех лет. По ее словам, управляющие и девелоперы из других городов заинтересованы в том, чтобы изучить новую концепцию и сделать свои проекты более современными, приближенными к меняющимся потребностям общества. Чтобы быть в тренде, представителям бизнеса проще сразу обратиться к профессионалам, которые помогут им в создании коммерчески успешного проекта.

«Если взять какой-нибудь старый рынок, например, в Перми, Омске или Новосибирске, - все равно туда приходит поколение более старшее. У молодежи сегодня другие приоритеты, им не всегда хочется ходить на рынок, чтобы покупать мясо, хотя тренд на экологичность определенно прослеживается.  Но с другой стороны, молодых людей привлекают качественные объекты, комфортные, дружелюбные. Поэтому реконструкция помогает рынку стать ближе к новой среде и покупателю, расширить аудиторию, привлечь людей с другими доходами и потребностями: меняется продукт - меняется аудитория. «Реконцепция и новый формат – выгодны рынкам», - констатировала Екатерина Гресс.

Управляющий партнер проектного бюро «Portner Arhitects» Саша Лукич считает, что именно рынки помогают почувствовать дух города и понять живущих там людей, поэтому фудмаркеты неизменно привлекают туристов. «Это модно во всем мире, а теперь и в России. Вся эта история пошла, скорее всего, из южных регионов. Например, на Ближнем Востоке, откуда вся наша цивилизация расширялась несколько тысяч лет назад, люди живут на рынках и на базарах. Там происходят все деловые встречи, там едят именно вот этот стрит-фуд, который сейчас пришел и на север, в страны, где было неприлично есть на улице, из рук,  чтобы люди это видели. Сейчас это уже становится не просто приличным, но даже модным», - резюмировал эксперт.

Участники и организаторы «Проперти-тура по фудмаркетам и современным рынкам Москвы» сошлись во мнении, что данный формат имеет многообещающие перспективы не только в столице, но и в регионах. При этом немаловажную роль для успешного проекта, будет играть хорошо продуманная концепция: доверять ее разработку стоит только опытным профессионалам, знающим все о специфике регионального рынка и основных трендах его развития. Если вы рассчитываете организовать бизнес, потратив минимум времени на поиск качественных арендаторов и привлечение покупателей, вам поможет компания IDEM. Наши эксперты оказывают услуги не только по разработке концепции фудмаркетов, но и сопровождают клиента  на всех этапах воплощения рекомендаций в жизнь. По итогам сотрудничества со специалистами вы получите концептуальный проект с высокими показателями рентабельности, который будет гарантированно успешным в долгосрочном периоде.

ФОТООТЧЕТ С "ПРОПЕРТИ-ТУРА ПО ФУДМАРКЕТАМ И СОВРЕМЕННЫМ РЫНКАМ МОСКВЫ"

 

             

Генеральный интернет-партнер:

Информационные партнеры:

    






 

Все права защищены. Копирование текстов и материалов с сайта ограничено. Копирование текстов - нарушение авторских прав ООО «Идем», за что предусмотрена ответственность законодательством РФ.